Способы устранения мелких очагов коррозии

Если на деталях самолета, кроме повреждения за­щитных покрытий, обнаружена коррозия, они подвер­’ 185

гаются специальной обработке, заключающейся в удале­нии продуктов’ коррозии и защите от ее дальнейшего развития.

С деталей, изготовленных из алюминиевых сплавов или стали, продукты коррозии удаляют при помощи жестких волосяных, травяных или щетинных щеток. Если это не помогает, зачищать места коррозии разрешается мелкой наждачной или стеклянной шкуркой № 220. За­чищенная шкуркой поверхность менее способна сопро­тивляться коррозии, поскольку она является более раз­витой, а риски, остающиеся после зачистки, способствуют коррозии. Поэтому рекомендуется применять шкурку бо­лее мелкую, но не грубее № 220.

С поверхностей деталей, пораженных глубокой кор­розией, не следует стремиться удалять язвины, достаточ­но удалить лишь продукты коррозии.

На мелкие повреждения защитных покрытий деталей из различных сплавов наносится грунт АГ-10С с после­дующим покрытием его эмалью ХВЭ-19 алюминиевого цвета или эмалью ХВЭ требуемого цвета. Поврежденная обшивка, изготовленная из алюминиевого сплава, покры­вается эмалью 9-32Ал.

Указанные материалы применяют при температурах не ниже +5°С. На поверхность детали их наносят пуль­веризатором или кистью. Первый способ лучше и окра­шенная поверхность получается более гладкой и равно­мерной.

Технология устранения мелких очагов коррозии для каждого сплава имеет свои особенности.

В условиях эксплуатации при устранении коррозии с элементов конструкции, изготовленных из различных сплавов, следует руководствоваться изложенной ниже технологией.

Алюминиевые детали. Если на деталях из алюминие­вого сплава на внутреннем наборе каркаса и листах об­шивки самолета обнаружены участки с поврежденным лакокрасочным покрытием или с коррозионными пора­жениями, необходимо эти участки (и обшивки и детали) протереть ветошью или салфеткой, смоченной в чистом бензине, а затем зачистить волосяной, травяной или щетинной щеткой. Если после этого останутся следы продуктов коррозии (порошок белого цвета), поверхность нужно протереть наждачной пылью № 220, нанесенной

на смоченную в бензине ветошь. Далее очищенное место протирают ветошью или салфеткой, смоченной в чистом бензине, а затем чистой сухой салфеткой. После очистки наносят пульверизатором или кистью слой грунта АГ-10С с добавлением 2%-ной алюминиевой пудры мар­ки ПАК-4 или ПАК-3. Грунт сушат при температуре 12—17° С 3—4 час.

На загрунтованную поверхность деталей, находящих­ся внутри герметических кабин и в других частях фюзе­ляжа, наносится перхлорвинилов&я эмаль ХВЭ под цвет окрашиваемой детали. Слой эмали сушат в течение 3 час.

Покрытия на обшивке, окрашенной лаком 135Т, вос­станавливают следующим образом. Поверхность обшив­ки тщательно протирают щетинными щетками, обильно смоченными в растворителе РДВ, с последующей про­тиркой насухо чистыми салфетками. Затем наносят пуль­веризатором два слоя лака АС-82 или четыре слоя лака 9-32Ф. Мелкие повреждения пленки лака 135Т устраняют нанесением лаца 170А (один слой). Время сушки лака 36 час. Последующие слои лака сушатся 1,5—2 час при 18—23° С. При этом все применяемые материалы должны соответствовать ОСТ, ГОСТ или ТУ МХП.

При удалении следов продуктов коррозии не разре­шается применять бензин с антидетонатором.

Для временного предохранения поверхности от кор­розии применяют технический вазелин или смазку ЦИАТИМ-201.

Магниевые детали. При обнаружении коррозионных повреждений или механических повреждений защитных покрытий на деталях из магниевых сплавов необходимо зачистить пораженное место до металлического блеска шабером или стеклянной шкуркой № 220 или 200. При этом не следует стремиться к удалению коррозионных язв, достаточно удалить лишь продукты коррозии. По­верхность нужно сначала протереть салфеткой, смочен­ной в бензине, а затем чистой сухой салфеткой. На зачи­щенное место нанести 10%-ный раствор сернистой кисло­ты, восстанавливающий оксидную пленку, или раствор следующего состава:

Окись магния……………………………….. 9—10 Г.

Хромовый ангидрид. . . . 45 Г

Серная кислота (уд. в. 1,84) . .0,6—1,0 мл

Вода. *………………………………….. 1000 мл

Раствор наносят, натирая зачищенное место ватным тампоном, укрепленным на стеклянной или деревянной палочке, в течение 30—45 сек, после чего оксидирующий раствор удаляют двух — трехкратной осторожной про­тиркой поверхности мокрой ватой. Далее протирают по­верхность чистыми сухими салфетками и сушат в тече­ние 30 мин.

Следует иметь в виду, что пары серной кислоты вред­ны для организма человека, поэтому при пользовании раствором нельзя допускать попадания раствора на ру­ки или одежду.

После сушки на обработанный участок наносят по­следовательно два слоя грунта АГ-10С, второй слой с добавкой в грунт 2%-ной алюминиевой пудры.

Каждый слой грунта сушат 2 час при температуре 12—17° С. Затем наносят на внешнюю обшивку эмаль ХВЭ-16 и эмаль ХВЭ-19, а на внутреннюю сторону об­шивки и на поверхность других деталей эмаль ХВЭ тре­буемого цвета. Каждый слой эмали сушат в течение 3 час.

Для обработки деталей из магниевых сплавов при­менять бензин с антидетонатором запрещается.

Для временного предохранения поверхности от кор­розии наносится тонкий слой технического вазелина или смазки ЦИАТИМ-201.

Детали из магниевых сплавов от поражения корро­зией можно защитить также оксидированием, для чего изготовляют специальный раствор. В стеклянном стака­не размешивают окись магния с небольшим количеством воды до полужидкой консистенции, затем туда добав­ляют 400—500 мл воды и на холоде при постоянном пере­мешивании вводят небольшими порциями хромовый ан — — гидрид. Перемешивают до полного растворения окиси магния (до исчезновения мути), затем добавляют осталь­ное количество воды, кислоту и тщательно перемеши­вают, после чего раствор готов к употреблению.

Раствор для оксидирования хранят в закрытой стек­лянной посуде. 1000 мл раствора расходуется на оксиди­рование поверхности, равной 0,2—0,25 м2.

Детали, сильно пораженные коррозией, со значитель­ным количеством глубоких очагов по всей поверхности, а также детали с одиночными глубокими очагами корро­зии подлежат замене. Детали, имеющие глубокие пора-

жения в местах запрессовки подшипников, также подле­жат замене.

Чтобы определить, из какого материала сделана та или иная деталь, все детали из электрона окрашиваются в синий цвет, электронные (магниевые) детали колес шасси — в зеленый, электронные подножки, педали и уз­лы управления — в черный, а электронные приборы — в серый цвет.

При монтаже запрещается соединять электронные детали с хромированными, посеребренными или омед­ненными деталями.

Детали из стали, бронзы и латуни (болты, втулки и др.), сопрягаемые с электронными, оцинковываются или кадмируются, а детали из алюминиевых сплавов — анодируются.

Шарикоподшипники монтируют без оцинковки обойм, но ставят их на смазке ЦИАТИМ-201.

Зачищенные и не закрытые контактные места пере­мычек металлизации — электронных деталей грунтуют грунтом АЛГ-1,

Применять серебряные или латунные клеммы в ме­таллизации с электронными деталями не разрешается.

Перед установкой заклепок в электронную деталь ее предварительно окунают в грунт АЛ Г-1 и клепку произ­водят с сырым грунтом. Заклепки применяют оцинкован­ные или анодированные. Заклепочные швы по головкам заклепок затем покрывают грунтом АЛГ-1 с обеих сторон.

Поврежденные места электронных деталей шарико­подшипников и втулок покрываются грунтом АЛГ-1.

Стальные детали. При обнаружении коррозии (ржав­чины) или повреждении покрытия поверхности деталей из стали необходимо при температуре воздуха не ниже — f 12° С удалить ржавчину, зачистив поврежденное место наждачной бумагой. Далее протереть поверхность чистой салфеткой, смоченной в чистом бензине, а затем чистой сухой салфеткой или ветошью. На подготовленную по­верхность нанести кистью или пульверизатором слой грунта АГ-10С или 138А и сушить при температуре 18— 23° С в течение 3—4 час. После этого кистью или пульве­ризатором нанести слой цветной перхлорвиниловой эма­ли марки ХВЭ (под цвет окраски детали) и сушить в течение 3 час. При температуре окружающего воздуха ниже +12° С грунт и эмаль не наносить, а вместо них покрыть детали толстым слоем пушечной смазки. Перио­дически, но не реже одного раза в месяц, смазку возоб­новлять. С наступлением теплой погоды удалить смазку промывкой чистым бензином, а затем нанести грунт и эмаль.

При обнаружении коррозии на деталях из стали, имеющих хромовое покрытие, необходимо зачистить по­раженный участок наждачным порошком № 180 или № 220, нанесенным на салфетку, смоченную в бензине. Далее протереть участок салфеткой, смоченной в бензи­не, затем сухой салфеткой.

После сушки протереть поверхность салфеткой, смо­ченной в разогретой до 50—60° С натуральной олифе. Сушить при температуре не ниже +12° С в течение 2 час. После сушки протереть поверхность салфеткой, смочен­ной в бензине, до полного удаления с рабочей поверх­ности пленки олифы.

Для устранения коррозии на монорельсах запрещает­ся пользоваться смывкой РДВ или применять бензин с антидетонатором.

При обнаружении коррозионных поражений на по­верхностях амортизационных стоек шасси, цилиндров уборки и управления в виде отдельных точек красно­бурого цвета (ржавчины) поверхность протирается сал­феткой, смоченной в бензине, до удаления налета, затем наносится слой технического вазелина (или пушечного сала) и за этими участками ведется постоянное наблю­дение. При обнаружении глубоких коррозионных пора­жений в виде язвин глубиной более 0,15 мм детали реко­мендуется заменить.

Для нанесения лакокрасочных покрытий после удале­ния продуктов коррозии можно применять материалы, указанные в табл. 4.1.

Лакокрасочные материалы к применению подготавли­вают в следующем порядке:

— вскрывают банки, предварительно очистив их от пыли и грязи во избежание попадания их в краску;

— содержимое банки тщательно размешивают дере­вянной лопаткой, поднимая осевший пигмент со дна до полного его размешивания;

— разжижают грунт и эмали соответствующим раз — жижителем до норм, указанных в табл. 4.2.

Таблица 4.1

Наименование

материала

Марка

ГОСТ. ОСТ или ТУ

Назначение

Грунт хро — матный акрило­вый

АГ-10С

ВТУ МХП

Грунтование дета­лей из магниевых и алюминиевых сплавов

и стали под перхлор — виниловые эмали

Эмаль пер — хлорвиниловая алюминиевая

ХВЭ-19

%

ТУ МХП 2554—56

Окраска поверхно­стей, загрунтованных грунтом АГ-10С

Эмаль

9-32Ал

ТУ МХП 3218—52

Окраска дюралю­миниевых обшивок

Лак пентаф — талевый

170 А

ТУ МХП 4123—53

Лакировка дюралю­миниевых обшивок

Г рунт лако­масляный

АЛГ-1

ТУ МХП 777—41

Г рунтование дюр­алюминиевых и сталь­ных деталей

Ксилол ка­менноугольный

ОСТ 10465—39

Для разбавления лака 170 А и грун­та АЛГ-1

Растворитель

Р-5

ТУ МХП 2191—50

Разжижение эма­лей ХВЭ, 9-32Ал и грунта АГ-10С

Уайт-спирит

ГОСТ 3134—52

Обезжиривание по­верхности и разбав­ление грунта АЛГ-1 в смеси с бензином

Бензин чи­стый

Б-70

ГОСТ 1012—54

Обезжиривание по­верхности и разбав­ление грунта АЛГ-1

Алюминиевая

пудра

ПАК-4

ГОСТ 5494—50

Добавление в эмали ХВЭ-19,9-32Ал, в лак 170А и грунт АГ-10С

Разжижение лакокрасочных материалов производят не в общей таре, где они хранятся, а в отдельной чистой посуде в количестве, необходимом для предстоящей ра­боты.

При разжижении лакокрасочных материалов их тща­тельно перемешивают до получения однородной массы.

Разжиженную и хорошо перемешанную краску про­фильтровывают через металлическую сетку № 015 ГОСТ 3584—53 (1670 ячеек на 1 см2) или через марлю, сложенную в шесть слоев.

Таблица 4.2

Наименование

Разжижитель

Рабочая вязкость по ФЭ-36 (сопло № 2)

материала

для пуль­вериза­тора

для кисти

Грунт АГ-10С

Р-5

3,5—4,0

6—9

Эмаль ХВЭ-19

Р-5

3,5—4,0

5—10

Эмаль 9-32Ал

Р-5

3,5-4,5

Грунт АЛГ-1

Бензин или смесь бен­зина с уайт-спиритом 1:1, или ксилол

4—8

15—20

Лак 170А

Ксилол или смесь кси­лола с уайт-спиритом 1 :1

4,5-5

14—20

§ 3. УХОД ЗА АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКОЙ С ЦЕЛЬЮ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРОЗ. ИИ

Основными мероприятиями, направленными на со­хранение агрегатов и деталей самолетов от поражения коррозией, являются:

— содержание металлической поверхности в чисто­те, так как грязь и пыль в сочетании с влагой, и особен­но нефтепродукты, разрушают защитные покрытия и вызывают коррозию;

— предохранение и сохранение защитных покрытий от нанесения механических повреждений (царапин, вмя­тин и др.).

Правильный уход за лакокрасочными, анодирован­ными и другими защитными покрытиями обшивки само­лета является одним из условий обеспечения длитель­ного срока службы самолета и сохранения его летных качеств.

Особое внимание при эксплуатации самолетов необ­ходимо обращать на сохранность и своевременное возоб­новление бесцветного лакового покрытия анодированной обшивки самолета. *

После возвращения самолета с высотного полета и в сухую погоду необходимо проветривать внутренние от­секи самолета, для чего открывать все крышки люч­ков, крышки и створки отсеков и кабины. Поверхность самолета после дождя или в результате загрязнения при посадке следует систематически очищать.

у­При попадании воды (снега) внутрь самолета ее ре­комендуется удалить, а места скопления влаги тщатель — • но протереть сухой * ветошью или просушить теплой струей воздуха от подогревателя.

Внутренние поверхности конструкции самолета, под­верженные увлажнению, и в особенности работающие в контакте с теплоизоляцией или другими гигроскопичны­ми материалами, должны находиться под тщательным наблюдением.

После дождя чехлы снимают с самолета для просуш­ки поверхностей самолета и самих чехлов. В солнечную погоду и в плохих метеоусловиях самолет рекомендует­ся хранить зачехленным. Чехлы, надетые на самолет, не должны иметь провисаний и щелей, куда могут попа­дать и скапливаться вода и снег.

При образовании под чехлом конденсата чехол сле­дует снять с самолета и просушить или приподнять чехол для вентиляции.

Чехлы должны содержаться в постоянной чистоте и не иметь повреждений.

Для сохранения лакокрасочного покрытия самолетов, находящихся в условиях высоких температур окружаю­щего воздуха (свыше +40°С), рекомендуется между чех­лами и поверхностью обшивки делать воздушную про­слойку в 5—10 см при помощи простых прокладок из де­рева или брезента.

Намокшую теплоизоляцию необходимо вскрыть, осмотреть, найти причину намокания и устранить ее. В случае появления коррозии или повреждений защит­ных покрытий необходимо удалить коррозию и восста­новить лакокрасочное покрытие. Если дефектов нет, поставить сухую теплоизоляцию, облицованную непро­строченной водонепроницаемой материей. Стыковой шов заклеить лентой из этой материи. Ленту приклеивают клеем № 88.

При эксплуатации авиационной техники нельзя до­пускать попадания ГСМ на обшивку, и особенно на ре­зино-технические изделия. В случае попадания топлива или масла на обшивку необходимо эту поверхность про­тереть мягкой ветошью, смоченной в чистом неэтилиро­ванном бензине. Резиновые изделия под действием бен­зина и керосина разрушаются, поэтому их нельзя приме-. пять как моющее средство.

13 Зак. 264 « 193

Особо следует оберегать детали самолета от попа­дания на них кислот и щелочей. Все работы по уходу за аккумуляторами (зарядка, ремонт) производятся вне са­молета. Если кислота или щелочь все же попали на де­тали, необходимо немедленно удалить пролитый электро­лит и тщательно несколько раз промыть детали теплой водой, а затем протереть чистой ветошью. Особенно тщательно следует промыть облитые щелочью или ки­слотой стыки обтекателей (зализов) и просушить послед­ние сжатым воздухом. О проливании кислоты или щело­чи производится запись в формуляре самолета и в течение месяца ведется усиленное наблюдение за обли­тыми местами.

Не допускается скопление пыли и грязи на самолете, для чего ее периодически удаляют с внешних поверхно­стей пылесосом или мягкими щетками, а с внутренних — пылесосом, продувкой сжатым воздухом из баллона или увлажненными тряпками. Для удаления различного рода загрязнений с обшивк-и и каркаса не следует пользовать­ся скребками, металлическими щетками, метлами и т. п.

На пыльных аэродромах для защиты наиболее ответ­ственных узлов от проникновения в них пыли применяют специальные чехлы, а самолеты по возможности разво­рачивают против ветра.

Промывка шарнирно-болтовых соединений, и особен­но фильтров всех систем, самолета на пыльных аэродро­мах производится значительно чаще.

С открытых штоков пневмогидравлических цилиндров перед выпуском самолета в полет на пыльном аэродро­ме смазку обязательно снимают.

Опробование двигателей на пыльном аэродроме про­изводится на специально отведенных площадках, поли­тых водой перед воздухозаборниками двигателей.

В теплое время года рекомендуется раз в месяц мяг­кими щетками или ветошью мыть обшивку самолета следующим составом: если поверхность защищена

оксидной пленкой и лакокрасочными покрытиями — 3%-ным водным — раствором жидкого мыла (ГОСТ 1830—49; 350—400 Г мыла на 10 л теплой воды), а за­тем чистой водой; если поверхность защищена только оксидной пленкой — чистой водой.

Разрешается мыть обшивку из брандспойта под дав-

• I

’*• • ‘ ^ . I

лением не более 0,5 кГ/см2, при этом не следует допу­скать попадания воды внутрь самолета.

В холодное время года внешние поверхности обшив­ки протирают чистой ветошью, слегка смоченной в ке­росине или бензине Б-70, затем насухо протирают чис­той ветошью без нажима.

Для сохранения защитных покрытий от повреждений рекомендуется:

— ходить по обшивке только в мягкой, нецарапаю­щей обуви;

— применять при работе на самолете текстильные или резиновые коврики;

— перед применением коврики и обувь очищать от песка, пыли, грязи и снега;

— пользоваться стремянками и лестницами с конца­ми, обшитыми резиной или мягкой тканью;

— при снятии чехлов или ковриков свертывать их

на самолете; *

— не удалять лед и снег с обшивки механическими

способами. .

Запрещается класть на обшивку самолета инстру­мент, детали, тряпки, пропитанные маслом или кероси­ном, и другие предметы, чтобы не повредить лакокра­сочное покрытие или обшивку планера.

При обнаружении "повреждений лакокрасочных по­крытий эти места тщательно протирают волосяной щет­кой, удаляют продукты коррозии, промывают чистым бензином и загрунтовывают грунтом АЛГ-1 с добавле­нием 5%-ной алюминиевой пудры. После сушки эти ме­ста покрывают лаком 170А и тщательно просушивают.

Подкраску рекомендуется приурочивать к выполне­нию регламентных работ и проводить в теплую и сухую погоду.

После каждого летного дня проводят следующие работы:

— удаляют пыль и грязь с элементов конструкции самолета;

— удаляют масляные брызги и пятна ветошью, смо­

ченной в чистом керосине, после чего поверхность про­тирают насухо; • * •

— поверхности штоков цилиндров и другие сталь­ные детали, не имеющие лакокрасочного покрытия, после удаления пыли и грязи тщательно протирают чистой

ветошью, слегка смоченной в смазке ЦИАТИМ-201 или масле МК.

Периодически осматривают через лючки все магние­вые и стальные детали, а также узлы, расположенные в труднодоступных местах (внутри крыла, оперения и дру­гих закрытых конструкциях). Самолеты, эксплуатирую­щиеся на приморских аэродромах и в районах с влаж­ным климатом, осматривают тщательнее и чаще.

Если самолеты отстранены от полетов на длительный срок, проводят следующие профилактические мероприя­тия:

— самолеты очищают от пыли и грязи;

— все стальные детали, не имеющие лакокрасочного покрытия, защищают сплошным слоем смазки ЦИАТИМ-201 или технического вазелина, предваритель­но удалив старую смазку;

— внешнюю поверхность обшивок, защищенных анодной пленкой и лаком 170А или 135Т, сначала протирают чистой ветошью, слегка смоченной в смазке ЦИАТИМ-201 или масле МК-8 или в растворе трансфор­маторного масла и бензина Б-70, а затем сухой ветошью до полного удаления масла с поверхности обшивки. Раствор масла в бензине нужно готовить из расчета на 1 часть масла 10—20 частей бензина.

При длительной стоянке самолетов за ними устанав­ливается систематический уход согласно инструкции по